Главная Выход
Гость                                             тел. 8-(39132)-7-83-44, email: Minusa7@mail.ru
Навигация
Внимание
Вход на сайт
Фамилия:
Пароль:
Поиск
Услуги
Посещения

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Личные странички » Ковальчук В.Е. » Другое

Обычаи и традиции жителей села Малая Минуса
04.04.2013, 13:30
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Маломинусинская средняя общеобразовательная школа №7

Исследовательская работа
«Обычаи и традиции жителей
села Малая Минуса»



Выполнил:
Чалдушкина Екатерина
Ученица 7 класса

Руководитель:
Коротких Л.П.

Малая Минуса
2011 г

Цель проекта: повторить виды русских обычаев, традиций, их своеобразие.

Развивающие задачи:

• формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности: навыков самостоятельной работы с объемом информации, умений увидеть проблему и наметить пути её решения;
• совершенствование коммуникативной, языковой, языковедческой компетенции;
• формирование критического мышления;
• применение полученных знаний в личной жизни;
• повышение уровня собственной культуры;

Воспитательные задачи:

• воспитание гражданина и патриота;
• формирование представления об обычаях и традициях односельчан как духовной, нравственной и культурной ценности своего народа;
• осознание национального разнообразия обычаев русского народа;
• воспитание уважения к культуре своего народа;

Знать основные традиции и обычаи жителей села Малая Минуса, время их проведения.

Уметь использовать русские обычаи в дальнейшей своей жизни.



В моей земле,
Среди лесов и вод,
Оставшись нам
От предков наших давних,
Немало сказок и легенд
Живёт …

А.Попов

Нельзя любить нашу большую прекрасную Родину, если ты не любишь, не знаешь своего посёлка, своего края, где родился и живёшь, потому любовь к родному краю с его обычаями и традициями и есть любовь к своей Отчизне.
Наше родное село раскинулось в Минусинской котловине, в пяти километрах от города, с одной стороны окруженное великолепным сосновым лесом, с другой – бесконечными полями. Речка Минусинка как бы разделяет село на две части: старую часть Малую Минусу и застраивающуюся Самодуровку, как давным – давно старожилы «обозвали» жителей, которые обживали территорию, что ближе к тракту. Это одна из тех русских деревень, что ничем особенным не отличалась. Но именно на них лежала основная тяжесть истории народа. Она кормит человека, одаривает его красотой, служит для него источником духовной силы. В жизни, в быту живших и живущих здесь людей часто встречаешься с проявлением одаренности народных мастеров – ткачей, печников, столяров. Жизнь движется, развивается. Не остаются неизмененными и традиции: они оказываются жизнеспособными в той мере, в какой позволяют человеку осуществить его нравственную обязанность – «найти своё лицо». Наши традиции и обычаи обладают жизнетворной силой. Потому что благодаря им обнаруживает себя жизненно необходимое, коренное, устойчивое.
Нам, живущим в эпоху развития современной технологии, нельзя забывать о прошлом наших предков, о том, какой багаж народных традиций, обычаев, духовных ценностей нам передан для жизни. И чего греха таить, много чего мы не знаем, многим не интересуемся: как жили наши прадеды, бабушки, какими были их праздники, во что верили.
Вот эти вопросы, острой иглой засевшие в моей голове, заставили поработать над темой «Обычаи и традиции жителей села Малая Минуса в начале 20 века». Мне было интересно беседовать с
моей бабушкой Натальей Кузьминичной, знающей много песен, прибауток, сказок, всю жизнь прожившей в Минусе.
«Жизнь была не сахар. Сызмала помогали родителям по хозяйству, да и в поле пахали, и сено убирали, и дрова заготавливали. Время было такое трудное. А самое страшное – голод. Нет ничего тягостнее для матери, когда дитё есть хочет, а дать – то нечего, - с дрожью в голосе рассказывала Наталья Кузьминична. – А всё –таки народ жил, старался не падать духом, надеялся на добрые времена. Работали, конечно, и по воскресеньям, но церковные праздники – это святое. И сейчас люди стараются сохранять семейные обычаи, возрождать давние традиции. Но как-то не так, не душевно что ли, не отдаваясь нутром.
Ведь как раньше проводились ярко ярмарки! Загодя готовились. Долгими зимними вечерами пряли, вязали у какой – нибудь вдовы или одинокой старушки. При этом пели песни, рассказывали о своей жизни, разгадывали сны, учились по – новому вывязывать узоры. Раньше не на что сильно – то было покупать обновки, поэтому молодые форсили в вязаных беретах, кофтах с красивым узором, юбках, варежках, чулках. На столах раскладывали то, что можно было продать: валенки, мёд, изделия из дерева, выпечка, блины, рыба, расшитые полотенца, скатерти. С пустыми руками домой не уходили. Не обходилось без веселой русской песни, игрищ, карусели, танцев, палатки с большим самоваром и баранками.
Зимние праздники начинались со святок (с 24 декабря по 6 января), во время которых было колядование – хождение по дворам с пением новогодних песен, т.е. колядок:

Сею, сею – посеваю, с Новым годом поздравляю,
Со скотом, с животом, с малой деточкой, с малолеточкой.
Открывайте коробушки, доставайте серебрушки.
На полке – грош, подавай, что хошь.

В них звучали пожелания хорошего урожая, благополучия, прославлялись добродетели. Колядующие маскировались до неузнаваемости, до смешного. Распевая песни, сыпали крупу либо пшеницу со словами:

Мы нашли овсень
У Федора во дворе.
Тут овсень, тут овсень.
Красно солнышко – его женушка.
Тут овсень, тут овсень.
Подарила нам она
Два пшеничных пирога,
Черепушку творога,
Блинов стопку …
Жить им вместе
Лет по двести.
Тут овсень, тут овсень.

Хозяева угощали, приглашали за стол, а рассыпанное на полу зерно собирали и хранили год, не выбрасывали. В других домах хозяйка приносила курочку, чтобы та клевала зернышки. Ватагами ходили колядовать и ребятишки, никто их не гнал, а, наоборот, ждали, одаривали, потому что ребенок говорит от чистого сердца, от души, значит, пожелание с его слов сбудется. Ряженые в доме – к достатку, считали жители.
Во время святок гадали. Девушки собирались в горнице, говорили шепотом, без смеха, на полном серьезе, рассаживались вокруг стола, на котором стояли зажженные свечи, зеркало, и начиналось таинство. А гадали, конечно, на женихов. Бросали валенок через забор: в какую сторону носок валенка – оттуда и жених, замыкали ведра на замок, а ключ клали под подушку, за ним во сне должен был явиться жених. Мы в то время жили в ожидании чуда, верили в свои слова при гадании. Эти дни в вечернее время сопровождались песнями, играми, хороводами.
Долгая холодная зима проходила. Люди ждали тепла, весну, а с ней наперво – Масленицу. Масленица слыла одним из самых разгульных праздников, когда «ели до икоты, пили до перхоты, пели до надсады, плясали до упаду». Это была неделя, когда было полное воздержание от мясных кушаний, как подготовка к суровым и строгим дням Великого поста, который последует сразу за масленицей, и будет длиться семь недель, до самой Пасхи. Главным предметом еды в масленицу считаются блины. Бытовала такая поговорка: «Без блина не маслёнка, без пирога не именинник».
Блины пекли в течение всей недели, и первый блин посвящали умершим. Его клали на божницу.
В первый день масленицы из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне:


А мы масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали
На горушке побывали,
Блином гору выстилали,
Выстилали, душа, выстилали …

или

Дорогая наша масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ластки красные;
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные!

На второй день на улицах попадались большие группы ряженных, маскированных, разъезжавших по знакомым домам. Парни, девки, детвора устраивали развлечение - катание с обледенелых гор.


В среду в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, а некоторые вскладчину варили пиво.
Четверг прозвали широким четвергом, разгулом: устраивались бои «стенка на стенку» или «сам на сам».
Тещиным вечером славилась пятница, когда не только теща блинами угощала зятя, но и зять потчевал тещу.
В субботу – золовкины посиделки: молодые невестки принимали у себя родных, своими руками варили, стряпали, тушили и парили, чтобы заслужить похвалу.
Воскресенье – прощеный день. Всякий, если оскорбил близкого, знакомого, старается при встрече попросить прощения, троекратно поцеловавшись, сказать: «Прости меня», в ответ услышит: «Бог простит». И обида забыта. Также в этот день посещались могилы родственников.
В самом начале марта по древнему обычаю встречали весну словами:

Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас проела!

К её приходу из теста пекли фигурки жаворонков – с хохолками, с расправленными крылышками, словно летящих.
Праздник наступления весны, возрождения природы сросся с христианским – Благовещением.



Об особом отношении к этому церковному празднику свидетельствуют народные поверья, поговорки: «На Благовещенье и Пасху грешников в аду не мучают», «Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год», «На Благовещенье птица гнезда не вьет, девка косы не плетёт». По народному преданию, кукушка, вопреки запрету работать в этот день, единственная из всех птиц свила гнездо и была наказана за это Богом: по сей день она не имеет своего собственного гнезда и подкладывает яйца в чужие.
Икону Благовещения ставили рядом с яровым зерном, предназначенным для посева, со словами молитвы:
Мать Божья!
Гавриил – архангел!
Благовестите,
Благоволите,
Нас урожаем благословите:
Овсом да рожью,
Ячменём, пшеницей
И всякого жита сторицей!

К весенним народным праздникам относится вербная неделя, воскресенье перед главным православным праздником – Пасхой. Вербе, первому из расцветающих деревьев в наших краях приписывали магические свойства: охранение от злых духов, от бед и напастей. Освященную вербу целый год хранили за божницей или перед иконой. Хлестали веточкой вербы всех домочадцев со словами:
Будь великий, как верба,
А здоровый, как вода,
А богатый, как земля.

Вербой били и скот, чтобы предохранить его от болезней. Народ верил, что первый раз выгонять скотину в поле нужно вербой от вербного воскресенья – и здоровьем наделит, и от несчастий убережёт.
И вот наступает самый светлый христианский праздник – ПАСХА, не утративший своего значения святости и в наши дни. Перед Пасхой считалось необходимым навести порядок в доме и на улице: вымыть полы, потолки, стены, лавки, побелить печи, отремонтировать ограды, привести в порядок колодцы, убрать мусор, оставшийся после зимы. Полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить.



От мала до велика радовались празднику Воскресения Христова: стряпали различные булки, калачи, пироги с разнообразной начинкой, варили, тушили. А главным украшением стола были кулич из сдобного теста и крашенные яйца.

Ребятишки устраивали «покатушки» - у кого яйцо дальше укатится. И ещё пасхальные яйца катали по земле, чтобы она была плодородной.
Люди поздравляли друг друга со с светлым праздником, трижды целовались и при этом говорили: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!».
В Пасху, по преданию, исполнялись желания. Если во время литургии девушка шепотом обратится к Богу: «Дай мне жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади», то жених посватается уже в ближайшее время. Если кто-то из семьи придет первым домой после пасхального богослужения, то для него весь год будет удачным.
Вечером Пасхи устраивались народные гуляния с хороводами, играми, качелями.
Летним праздником, особенно любимым детворой, считался день Ивана Купалы.



На Купалу жгли костры и устраивали купание. С этого дня в деревне начиналось массовое купание в реках и прудах. По улице невозможно было пройти: с ног до головы обливали водой из любой посудины. Но не сердились «выкупанные», а с весёлым визгом скрывались в воротах дома. Вечером за деревней разводили костры. Парни и девушки, взявшись за руки, перепрыгивали через огонь. Считалось, что если они не разомкнут рук, то вскоре поженятся. Верили и в другую примету: чем выше прыгнешь, тем лучше уродится хлеб.
К счастью, эти народные традиции и обычаи народ сохранил, вернее, их суть, значение. Проведение праздников, правда, как-то поскучнели обрядово, прежней искорки не стало. Но сельчане не забывают, когда проводить, в какой последовательности.
Мы не растеряли того, что передано нам поколениями, свято храним завещанное, что действует на человека животворящей силой, искрометной энергией, верой в завтрашний день.

Список литературы.

1. Ж. «Литература в школе», 1986, №5, 1992, №1,2.

2. Ю. С. Рябцев, С. И. Козленко «История русской культуры X-XVII вв.» М., «Владос» - 2001г.

3. Алексей и Екатерина Малышевы «Золотые сказы Енисея», Красноярск – 2007г.

4. Ю. Г. Круглов «Русские обрядовые песни», М., 1982г.