Главная Выход
Гость                                             тел. 8-(39132)-7-83-44, email: Minusa7@mail.ru
Категории
Навигация
Внимание
Вход на сайт
Фамилия:
Пароль:
Поиск
Услуги
Посещения

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Личные странички » Анциферова Е.В. » Другое

Ощущения и восприятие
23.11.2021, 18:57

Ощущения

Это простейший познавательный процесс. 

Предметы и явления окружающего мира отличаются различными свойствами и качествами, и отражение мозгом этих предметов невозможно без отражения их свойств и качеств.

Ощущения – это отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, воздействующих в данный момент на мозг человека.

При помощи ощущений мы познаём величину, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов, знакомимся с производимыми ими звуками. Если бы человек был лишён ощущений, он никакими способами не мог бы познать окружающий мир.

Таким образом, ощущения являются начальным источником наших знаний об окружающем мире. 

Принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.

Виды ощущений.

  1. Ощущения внешнего мира:

- зрительные (света и цвета),

- слуховые (высота, громкость, тембр звука),

- вкусовые (ощущения сладкого, кислого, солёного и горького),

- обонятельные (у современного человека играют сравнительно незначительную роль, но при потере зрения и слуха приобретают особо важное значение),

- кожные (тактильные – ощущения прикосновения и температурные).

  1. Ощущения, отражающие состояния организма:

- органические (голода, жажды, тошноты, сытости и т.д.),

- ощущения равновесия,

- двигательные (ощущения движения и положения частей тела).

  1. Особые ощущения:

- осязательные (сочетание кожных и двигательных ощущений),

- болевые.

Ощущения начинают развиваться сразу после рождения ребенка и интенсивно развиваются в первые месяцы жизни. Спустя непродолжительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздражители всех видов. Однако существуют различия в степени зрелости отдельных чувств и в этапное их развития.

Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует новорожденный ребенок и на прикосновения, причем наиболее чувствительны у него губы и вся область рта. Вполне вероятно, что новорожденный может ощущать не только тепло и прикосновение, но и боль.

Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Новорожденные дети по-разному реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок отличает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю от простой воды.

С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Новорожденный ребенок по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мать или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, лишь почувствовав его запах. Однако обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются достаточно долго. Они мало развиты у большинства детей даже в четырех-пятилетнем возрасте.

Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясняется сложностью строения и организации функционирования данных органов чувств и меньшей зрелостью их к моменту рождения. В первые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель.

Восприятие

С помощью ощущений человек  познаёт отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира. Но в мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления: не свет, а светящиеся предметы, не звуки, а предметы и явления, производящие звуки и т.д. Поэтому на основе ощущений должен строиться познавательный процесс более высокого уровня, как процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств, иначе познание мира будет невозможным. Таким процессом и является восприятие.

Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека.

Специальных органов восприятия нет. Материалы для восприятия дают ощущения (через анализаторы). Т.е. восприятие – связь различных ощущений.

Например, лимон: воспринимая его в первый раз, ребёнок ощущает его круглую форму и жёлтый цвет через зрительный анализатор; его своеобразный аромат через обонятельный анализатор; кислый вкус через вкусовой анализатор; мягкую, шероховатую поверхность через осязательный анализатор. Таким образом, предмет, в данном случае лимон, выступает как сложный комплексный раздражитель. 

Виды восприятия:

-  зрительное, 

- слуховое, 

- осязательное, 

- обонятельное,

- вкусовое,

- сложное (различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия: так, например, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, и слуховое восприятие; осязательное восприятие – тоже сложный вид восприятия, сочетание кожных и двигательных ощущений).

Также выделяют:

- восприятие пространства, 

- восприятие времени,

- восприятие движения.

Восприятие (первое предметное) начинает развиваться у ребёнка в первые месяцы жизни не имеет постоянства и чёткости. Образ предмета зависит от расстояния до предмета, от положения предмета в пространстве (например, перевёрнутый предмет узнать не может). Лишь к 10-11 месяцам появляется константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Так, константность восприятия цвета заключается в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым. Благодаря свойству константности, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные.

Далее развивается восприятие на протяжении всего дошкольного возраста.