- Сведения об образовательной организации
- Родителям, школьникам
- Учителям
- Безопасность
- Службы
МКОУ М-Минусинская СОШ №7
Пояснительная записка
к учебному плану 5-9 классов для образовательных учреждений РФ
с русским языком обучения, реализующих программы общего образования,
на 2014-2015 учебный год.
Цель школы: создать условия для развития личности обучающихся через интеграцию образовательной и воспитательной работы.
Задачи учебного плана:
1. Обеспечение единства федерального, регионального и школьного компонентов.
2. Обеспечение реализации конституционного права учащихся на получение основного общего образования и среднего (полного) общего образования.
3. Обеспечение стандартов базового и дополнительного образования учащихся.
Учебный план МКОУ М-Минусинской СОШ №7 составлен в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации с русским языком обучения 2004 года, регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Красноярского края, в соответствии с рекомендациями Управления образования Минусинского района, опираясь на Устав МКОУ М-Минусинской СОШ №7 .
Структура Учебного плана полностью отражает требования Базисного плана МО и науки РФ. В учебном плане выделяются три основных компонента:
• Федеральный компонент
• Региональный компонент
• Компонент образовательного учреждения
В учебном плане школы сохраняется допустимая нагрузка школьников: в 5-9 классах при 5-дневной неделе обучения согласно нормам СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010г. и рекомендациям МО и науки РФ:
- 5 класс - 29 часов
- 6 класс - 30 часов
- 7 класс - 32 часа
- 8 класс - 33 часа
- 9 класс - 33 часа
Продолжительность уроков – 45 минут.
Структура контингента:
- всего классов-комплектов – 5;
- общеобразовательных классов – 5.
Школа, как социальный институт, должна выполнять социальный заказ родителей и учащихся.
Анализ данных, полученных в ходе анкетирования и опросов, позволил прийти к заключению, что социальным заказом для нашей школы является универсальная подготовка учащихся к поступлению в средне-специальные и высшие образовательные учреждения, начальная профессиональная подготовка (тракторист).
Содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой, физической культуры учащихся, направлено на реализацию следующих основных целей:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
На каждой ступени в необходимом объеме сохраняется содержание образовательных предметов. Наряду с традиционными занятиями представлены занятия, направленные на обеспечение осознанного выбора учащихся.
Федеральный компонент
определяет количество часов на реализацию учебных программ, предусмотренных Министерством образования и науки РФ, социализацию личности в свете модернизации образования, укрепление здоровья учащихся.
Федеральный компонент представлен предметами:
Русский язык.
(программы Т.А. Ладыженской, М.М.Разумовской)
Согласно требованиям федерального компонента русский язык изучается во всех классах школы. Обучение русскому языку предполагает формирование лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций.
Русский язык изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана. Однако для реализации программы из школьного компонента добавлено в 5-6 классах - 3 часа, в 7 классе -1 час.
Литература.
(программа В.Я Коровиной)
Целью литературного образования является формирование гуманистического мировоззрения, эстетической культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Литература в 6-11 классах изучается за счет часов федерального компонента.
Иностранный язык (английский).
(программа О.Л.Гроза, О.Б.Деревянко)
Изучение иностранных языков направлено на реализацию стандарта основного общего образования, развитие иноязычной коммуникативной компетенции, а также - на развитие национального самопознания, самореализации и социальной адаптации. Иностранный язык в 5-9 классах изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.
Математика.
(5-6 классы – программа И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича,
7-9 классы - программа А.Г. Мордковича (алгебра),
программа Л.С.Атанасяна (геометрия))
Обучение математики предполагает овладение системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения непрерывного образования; формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для успешной социализации в обществе.
Математика изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.
Информатика.
(программа Н.Д.Угринович)
Изучение информатики направлено на освоение системы базовых знаний и умений в целях использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Информатика изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.
История.
(программы А.А.Вигасина, Г.И.Годер, И.С.Свеницкой «История древнего мира», А.А. Данилова, Л.Г Косулиной «История России»,
А.Я. Юдовской «Новая история», О.С.Сороко-Цюпа «Новейшая история»)
Основной целью исторического образования является формирование системы знаний об истории человеческого общества, месте в ней России, воспитание гражданина и патриота России.
История изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.
Обществознание.
(программа А. И. Кравченко)
Курс обществознания интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную систему. Данный курс содействует самоопределению личности, созданию условий для ее реализации, способствует формированию человека - гражданина.
Обществознание изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.
География.
(программа Е.М.Домогацких)
Целью школьного географического образования является формирование у учащихся географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли. Содержание предмета передает учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире, формирует экологически грамотную личность, понимающую причины и сущность противоречий между природой и обществом.
География изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.
Природоведение.
(программа А.А.Плешакова)
Пропедевтический курс природоведения формирует у учащихся знания о взаимосвязи живой и неживой природы, триединстве: природа-человек-общество, региональных проблемах экологии и охраны природы.
Природоведение изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.
Биология.
(программа А.А.Плешакова, Н.И.Сонина)
Обучение биологии позволяет сформировать понимание значения жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой на основе уважения к человеку и окружающей среде.
Биология изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.
Химия.
(программа О.С.Габриелян)
Обучение химии позволяет учащимся понять химические явления в окружающем мире, уяснить роль химии в развитии экономики страны, сформировать «химическую культуру» обращения с веществами и минералами.
Учебный курс химии изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.
Физика.
(программа Е.М.Гутника, А.Г.Перышкина)
Обучение физике формирует у учащихся познавательный интерес к физическим явлениям, происходящим в природе, в экономике страны, готовит к сознательному выбору будущей профессии.
Физика реализуется в федеральном компоненте учебного плана школы.
Искусство (ИЗО).
(5-7 классы программа Б.М.Неменского;
8-9 классы – Е.Д.Критской)
Целью обучения ИЗО является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.
Учебный курс Искусство изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана, в 8 классе на прохождение программы добавлен 1 час за счет часов компонента образовательного учреждения.
Искусство (Музыка).
(программа Е.Д.Критской)
Музыкальное обучение формирует у школьников целостное представление об искусстве, позволяет сформировать эстетическое представление о наиболее известных и популярных произведениях великих композиторов, научить передавать свои впечатления от восприятия музыкальных произведений.
Учебный курс «Музыка» изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.
Технология (Труд).
(программа В.Д.Симоненко)
Целью обучения технологии является освоение технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда.
Учебный курс «Технология» изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.
ОБЖ
(программа А.Т Смирнова)
Целью обучения ОБЖ является формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать, формирование знаний и умений здорового образа жизни, оказания первой медицинской помощи, обеспечения личной безопасности в повседневной жизни.
Учебный курс «ОБЖ» изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.
Физическая культура.
(программа В.И. Ляха)
Физическое обучение призвано решать задачи физического развития, направленные на формирование умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие и формировать черты характера, такие как сила воли, смелость, самообладание.
Учебный курс «Физическая культура» изучается за счет часов, отведенных в федеральном компоненте учебного плана.
Региональный компонент
• знакомит учащихся с базовыми основами родной культуры и культуры других народов, населяющих Красноярский край;
• воспитывает любовь и уважение к культуре своего народа и других народов.
В 2012-2013 учебном году в 5-9-х классах в соответствии с Законом Красноярского края «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае» от 25 июня 2004 года №11-2071, приложением к Закону края от 20.12.2005 №17-4256 «Об установлении краевого (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае» и с приказом №1994 от 3.06.11г. предусмотрено ведение курсов:
• Художественная культура Красноярского края
• Природа и экология Красноярского края
• История Красноярского края
Количество часов и темы курсов определены требованиями программы и в соответствии с Законом.
Национально-региональный компонент
Красноярского края реализуется в 5, 6, 7, 8, 9 классах:
Учебные предметы |
Классы/количество часов в год |
||||
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
|
Художественная культура Красноярского края |
17 |
17 |
17 |
|
|
Природа и экология Красноярского края |
18 |
18 |
18 |
18 |
|
История Красноярского края |
|
18 |
18 |
18 |
18 |
Компонент образовательного учреждения
В компонент образовательного учреждения введены учебные предметы с целью выполнения требований, предусмотренных программами МО и науки РФ, а также учебные предмету по выбору, факультативы, элективные курсы.
Компонент образовательного учреждения частично направлен на усиление и расширение базового. Согласно приказа №1312 от 9.03.2004 Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в ред.Приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889) «часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для: преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т.п. Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента».
Школьным компонентом учебного плана предусмотрено ведение следующих учебных курсов:
- «Русский язык» в 5 – 7-х классах как обязательный учебный предмет направлен на реализацию федеральных программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ( 5 класс – 3 часа, 6 класс – 3 часа, 7 класс – 1 час для прохождения программы).
- Курс «Искусство (Музыка и ИЗО)» в 8 классе как обязательный учебный предмет направлен на реализацию федеральных программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
- Курс «Информатика и ИКТ» в 5-7 классах. Курс направлен на формирование у учащихся основ работы с компьютером и компьютерной техникой, а также с дальнейшим ведением курса в 8 классе. (Преемственность), автор программы 5-7 класс Л.Л. Босова.
- Элективный курс « Уроки словесности» в 9 классе. Курс направлен на подготовку учащихся к ГИА.
- Элективный курс «Практикум по решению задач» в 9 классе. Курс поможет к сдаче экзамена по математике.
- Элективный курс «Химия в знакомых предметах». Курс направлен на подготовку учащихся к ГИА.
- Индивидульные и групповые консультации в 6 классе направлены на работу с одаренными детьми.
Данный вариант учебного плана реализует главную задачу школы: создание условий для самореализации личности ученика и развитие способностей личности, её самосовершенствование с учетом возрастных особенностей, желаний учащихся и их родителей.
Продуктом деятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения Маломинусинской средней общеобразовательной школы №7 является успешное встраивание школьников в социальное сообщество и социальная зрелость выпускника. Направленность образовательного пространства на формирование ключевых компетентностей даёт возможность выпускникам безболезненно войти в новые социально-экономические, социально-культурные условия, самостоятельно устроить свою дальнейшую учебу, отдых, жизнь.
Таким образом, составленный учебный план школы соответствует требованиям, предъявляемым как к содержанию образования, так и к организации учебного процесса:
- сохранение обязательного базисного компонента содержания образования;
- целостность учебного плана;
- рациональный баланс между федеральным, региональным и школьным компонентами, образовательными областями и предметами инвариантной и вариантной частей;
- преемственность между ступенями и классами обучения;
- гибкость учебного плана, наличие резервов, отсутствие перегрузки учащихся
Обеспечение учебного процесса основано на использовании примерных
программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы З.М.Молина
«30» августа 2014г .
Учебный план
МКОУ М-Минусинской СОШ №7
на 2014-2015 учебный год
Учебные предметы |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Федеральный компонент |
|||||
Русский язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
Литература |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Иностранный язык |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Математика |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Информатика и ИКТ |
|
|
|
1 |
2 |
История |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Обществознание (включая экономику и право) |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
География |
|
1 |
2 |
2 |
2 |
Природоведение |
2 |
|
|
|
|
Физика |
|
|
2 |
2 |
2 |
Химия |
|
|
|
2 |
2 |
Биология |
|
1 |
2 |
2 |
2 |
Искусство (Музыка и ИЗО) |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Технология |
2 |
2 |
2 |
1 |
|
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) |
|
|
|
1 |
|
Итого |
24 |
25 |
29 |
31 |
30 |
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения |
|||||
Художественная культура Красноярского края |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Природа и экология Красноярского края |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
История Красноярского края |
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Русский язык |
3 |
2 |
1 |
|
|
Информатика и ИКТ |
1 |
1 |
0,5 |
|
|
Математика (индивидуальные и групповые консультации) |
|
0,5 |
|
|
|
Искусство (Музыка и ИЗО) |
|
|
|
1 |
|
Химия в знакомых предметах |
|
|
|
|
0,5 |
Уроки словесности |
|
|
|
|
1 |
Практикум по решению задач |
|
|
|
|
1 |
Итого |
5 |
5 |
3 |
2 |
3 |
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося |
29 |
30 |
32 |
33 |
33 |
САНПИН |
29 |
30 |
32 |
33 |
33 |